Как общаться с коллекторами

Если банк не может самостоятельно добиться погашения долга, он обращается к коллекторам, которые часто применяют агрессивные методы работы. Рассказываем, как правильно общаться с коллекторами при личной встрече и по телефону, куда обращаться в случае нарушения ваших прав.

На каком основании коллекторы общаются с должником

При оформлении кредита возникает обязанность по возврату долга. Если заемщик не погашает вовремя свои обязательства, не вносит в установленные сроки платежи, кредитор может обратиться к коллектору. Это специалист профессиональной коллекторской организации (агентства) по возврату просроченных долгов.

Если банк или МФО передал ваш долг коллекторам, значит, кредитор переуступил им право требования или заключил с ними договор поручения (агентский договор) . В первом случае получать согласие должника на переуступку не требуется. Но нужно проинформировать неплательщика о состоявшемся переходе прав. Уведомление высылают в письменном виде.

Важно! Иногда коллектор действует просто как агент по поручению кредитора и настоятельно напоминает, что нужно погасить долг. А в некоторых ситуациях коллекторские агентства просто перекупают у банков чужие долги, и тогда пытаются взыскать их уже в свою пользу.

Что могут коллекторы делать по закону

Методы взаимодействия коллекторов с должниками ограничены на законодательном уровне в №230-ФЗ. Коллекторские агентства не вправе использовать какие-либо меры принуждения и угрозы для погашения задолженности. Суть работы таких организаций — убедить заемщика выплатить долг, помочь найти выход из  ситуации.

Коллекторы вправе применять методы взаимодействия с должниками:

  • проводить телефонные переговоры;
  •  встречаться лично с должником;
  • передавать текстовые, телеграфные или голосовые сообщения;
  • высылать письма по адресу проживания.

При этом звонки разрешены только в строго определенное время. Общение с должниками разрешено:

  • в рабочие дни с 8 до 22 часов;
  • в выходные и праздничные с 9 до 20 часов.

Личное общение может происходить не больше раза в неделю, а звонки не чаще раза в сутки, не больше двух раз в неделю и не больше восьми в месяц. Отправлять текстовые сообщения коллекторы могут не чаще двух в сутки, четырех в неделю и 16-ти в месяц.

Важно! В начале разговора коллектор должен сообщить должнику свои ФИО, данные кредитора, наименование коллекторского агентства, информацию о долге. Аналогичные сведения, кроме ФИО коллектора, должны предоставляться должнику в случае общения через бот-коллектор (автоматизированный помощник).

Какие действия им запрещены

Легальные коллекторы работают строго в соответствии с законом. Они соблюдают права должников и не превышают своих полномочий. «Черные» коллекторские агентства могут действовать вне правового поля, к примеру, запугивать, угрожать здоровью, давить на психику. Недопустимо:

  • применять к должнику физическую силу, угрожать расправой;
  • звонить ночью или чаще положенного;
  • предоставлять ложные данные о размере долга и сроках его погашения;
  • причинять вред имуществу должника или угрожать повреждением имуществу;
  • унижать человека, грубить ему, давить на психику;
  • вводить в заблуждение относительно возможных последствий;
  • скрывать номер телефона или данные о коллекторском агентстве;
  • передавать информацию о должнике или его долге третьим лицам;
  • преувеличивать свой статус, полномочия;
  • вводить в заблуждение и представляться сотрудниками правоохранительных органов.

Важно! Общение коллектора с соседями должника, его близкими или коллегами допускается только при наличии согласия должника и третьих лиц на такое взаимодействие. Согласие должно быть составлено в письменном виде.

Как общаться с коллектором по телефону

Если коллектор звонит по телефону, обязательно попросите его представиться и обозначить свои ФИО или цифровой код (коды и у роботов-обзвонщиков), название кредитора и агентства, контактные данные. В случае отказа сообщить эту информацию вешайте трубку.

Далее уточните размер долга, сумму штрафов и процентов, а также узнайте, не просрочен ли по вашему кредиту срок исковой давности. Он составляет 3 года.

Важно! Если вам называют не то агентство, о котором вас уведомил банк, откажитесь от общения. И помните, что по закону передать ваш долг могут только коллектору из официального реестра ФССП.

Как вести диалог при визите

Помимо звонков коллекторы вправе проводить личные встречи с должником. При таком визите сотрудник агентства обязан предъявить паспорт и документы, которые подтверждают переход долга.

Не стоит пускать коллектора в дом, неприкосновенность жилища гарантирована Конституцией РФ. Если вы не получали уведомление о передаче прав на взыскание долга, можете отказаться от общения с представителем агентства.

Вести разговор с коллекторами лучше в присутствии свидетелей или можно делать аудио либо видеозаписи переговоров. Если вам начинают угрожать, пытаются проникнуть в дом или применяют другие агрессивные методы воздействия, срочно вызывайте полицию. Не забудьте зафиксировать факт угрозы с помощью как минимум двух свидетелей.

Может ли коллектор разговаривать с близкими и знакомыми

По закону коллекторы вправе общаться только с самим должником, а также с созаемщиками или поручителями при их наличии. Взаимодействие с другими людьми (соседями, родственниками, коллегами, просто знакомыми) допускается только при условии согласия на это должника и этих лиц. Согласие должно быть оформлено в письменном виде. Также должно быть выдано разрешение на обработку персональных данных.

Если таких документов нет, родственники могут подать жалобу на неправомерные действия коллекторов в ФССП. Указанные нормы касаются как личных встреч, так и общения по телефону.

Важно! Ваши близкие и знакомые вправе в любой момент отказаться от общения с коллекторами. Это можно сделать даже устно во время разговора с ними.

Что делать, если коллектор звонит по чужому долгу

Неожиданным может стать звонок, который связан с чужим долгом. Помните, что коллекторы вправе требовать от вас погашения обязательств только при условии, что вы:

  • созаемщик или поручитель по кредиту;
  • наследник умершего заемщика;
  • супруга или супруг (в определенной ситуации).

В других случаях ответственности за чужие долги не возникает. Даже при условии, что заемщик ваш родственник.

Как быть, если он нарушает закон

Если коллектор переходит рамки закона, нарушает ваши права, грубит, угрожает вам и вашей семье, это нужно пресекать. Во-первых, откажитесь от общения с такими недобросовестными сотрудниками. Во-вторых, подавайте жалобы. Обращение можно отправить сразу в несколько органов.

Обращение в ФССП

В первую очередь подать жалобу на неправомерные действия коллекторов вы можете на сайте ФССП. Форма размещена на официальном сайте ведомства.

Для подтверждения нарушения ваших прав приложите дополнительные документы и сведения. К примеру, детализацию телефонных звонков, аудио или видеозапись разговоров, скриншоты экрана, выписки по счетам, копии кредитного договора, писем от коллекторов и прочее. Срок рассмотрения обращения — 30 календарных дней.

Заявление в прокуратуру

Когда общение с коллекторами нарушает ваши права и становится слишком навязчивым, можете обратиться в прокуратуру. Подать обращение можно через интернет. Ведомство проведет проверку и накажет виновных.

Заявление в полицию

Если коллекторы угрожают, оскорбляют, портят имущество, сразу пишите заявление в полицию. Приложите в качестве доказательств записи разговоров, СМС-сообщения, телефонные выписки, переписки с компьютера и другие доказательства.

Как написать отказ от общения с коллектором

Вы имеете право отказаться от общения с коллекторами. Оформить такой отказ можно через 4 месяца после образования долга согласно статье 8 № 230-ФЗ. Для этого отправьте в коллекторское агентство и кредитору письменное заявление. В бланке укажите:

  • фамилию, имя и отчество;
  • данные паспорта;
  • контактный телефон и адрес проживания;
  • номер и дату кредитного договора;
  • требование об отказе о взаимодействии.

Передать заявление можно лично либо отправить по почте заказным письмом с уведомлением на юридический адрес коллекторского агентства.

Важно! После получения заявления коллекторы обязаны прекратить любые попытки взаимодействия. Они не вправе звонить вам, высылать сообщения, встречаться лично или беспокоить любым другим способом.

В заключение

Передать долг коллекторам может как банк, так и МФО при возникновении просрочки по кредиту или займу. Деятельность коллекторских агентств регулируется Законом № 230-ФЗ. При взаимодействии с такими специалистами помните, что коллекторы:

  • Должны действовать строго по закону.
  • Могут звонить должнику, встречаться с ним лично, высылать письма и передавать сообщения.
  • Звонки разрешены в рабочие дни с 8 до 22 часов, в выходные и праздничные с 9 до 20 часов.
  • Могут лично общаться раз в неделю. Отправка текстовых сообщений разрешена не чаще двух в сутки, четырех в неделю и 16-ти в месяц.
  • Не вправе угрожать должнику, применять к нему физическую силу, угрожать, наносить вред имуществу, совершать другие противоправные действия.
  • Подконтрольны ФССП и работают в рамках закона. Вы можете подать жалобу на коллектора в ФССП, в прокуратуру, а при получении угроз или порче имущества в полицию.
  • Также вы вправе прекратить взаимодействие с коллекторами и направить им отказ от общения.

 

Подписывайтесь
Будьте в курсе последних событий и новостей на финансовом рынке.

Рекомендуем почитать

Что лучше, кредитная карта или кредит наличными Какие кредиты можно оформить на пенсии Мифы и реальность залоговых кредитов: развенчиваем популярные заблуждения

Выберите город